В музее имени Андрея Рублёва открылась выставка, организованная членами кафедры истории и теории церковного искусства МДА

21 мая открылась выставка «Дозволено духовной цензурой. Русская религиозная гравюра XVII–XIX веков» в музее имени Андрея Рублёва. 

В экспозиции представлены экспонаты из музея имени Андрея Рублёва, Государственного исторического музея, Государственного музея истории русской литературы имени В.И. Даля и музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет». Из 62 выставляемых экспонатов, более 30 представил музей МДА.

Собравшихся на открытие приветствовали, в частности, кураторы выставки: научный сотрудник музея имени Андрея Рублёва, доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств, профессор кафедры истории и теории церковного искусства МДА О.Р. Хромов и научный сотрудник сектора рукописной и старопечатной книги музея имени Андрея Рублёва, аспирант кафедры ИТЦИ МДА Н.В. Герасимова, а также директор академического музея А.С. Новиков.

Олег Ростиславович поблагодарил всех, кто принял участие в создании выставки:

«Прежде всего хочется поблагодарить коллег, которые помогли получить нам все эти экспонаты. Это совместный проект, в результате которого получилась эта выставка. Здесь мы можем увидеть работы академических и народных мастеров, книги синодальной типографии. Организация выставки любопытна и непроста, с одной стороны, мы видим народные экспонаты, а с другой — академические, тем самым можно сопоставлять две стороны. Также впервые на этой выставке мы показываем издания монастырей XVIII–XIX столетия».

Русская религиозная гравюра — одно из интересных, но малоизвестных явлений русской художественной культуры. Такие произведения перед выпуском тиража проходили особую церковную цензуру, и формулировка цензорского разрешения на печать дала название выставке в музее имени Андрея Рублёва. Она представляет русскую религиозную гравюру во всём ее многообразии от первой половины XVII до середины XIX века. На выставке представили как отдельные гравюры, так и проиллюстрированные ими книги духовного содержания.

Среди экспонатов особую ценность имеют ранние произведения XVII века, выполненные основоположниками русской гравюры на металле — московскими граверами-серебряниками Афанасием Трухменским, Леонтием Буниным и Василием Андреевым. Петровскую эпоху представляют работы известных мастеров — братьев Алексея и Ивана Зубовых. Широкую панораму религиозной гравюры Нового времени во всём многообразии ее жанров и стилистических направлений показывают работы граверов академической выучки и народных мастеров. Помимо произведений на религиозную тематику, особое место в экспозиции отведено видам российских монастырей. Это как собственные издания обителей, так и листы, исполненные по их заказу в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Многие из представленных работ выставляются впервые.

В организации выставки принимали активное участие преподаватели, аспиранты и студенты кафедры истории и теории церковного искусства и сотрудники академического музея.