Состоялось открытие выставки учебно-практических работ «Пространство и цвет»

14 июня 2018 года на кафедре Истории и теории церковного искусства состоялось открытие выставки учебно-практических работ «Пространство и цвет», на которой представлены работы учащихся кафедры, выполненные на занятиях преподавателя дисциплины «Основы изобразительного искусства» Татьяны Александровны Козловой.
Открывая выставку, заведующая кафедрой Нина Валерьевна Квливидзе отметила, что данное событие первое в истории кафедры и во многом неожиданное, поскольку теоретическая направленность обучения не предполагает практического владения навыками рисования, и учащиеся кафедры, как правило, не имеют художественной подготовки. Нина Валерьевна выразила глубокую благодарность Татьяне Александровне Козловой как талантливому преподавателю и организатору выставки.

В ответном слове Татьяна Александровна заметила, что идея организации и само воплощение замысла состоялись благодаря энтузиазму, с которым учащиеся изучали основы изобразительного искусства, те приемы и выразительные средства, которыми пользовались художники различных эпох. Практическое изучение основ колористики и способов изображения пространства на двумерной плоскости вылилось в этот необычный проект. Таким образом, выставка посвящена геометрическим системам изображения пространства в изобразительном искусстве и цвету в живописи. Работы представлены в хронологическом порядке использования методов построения пространства в мировой культуре.
И первое место здесь отдано чертежным методам Древнего Египта. «Для изображения незыблемых сущностей, — по словам Б.Раушенбаха, известного исследователя пространственных построений, — древнеегипетский мастер не нуждался в своей точке зрения, он изображал объективное пространство, и предметы у него имели неизменную объективную форму. Египтяне были хорошими геометрами, их математически выверенные чертежные методы были геометрической основой пространственных построений искусства. Оно развивалось, не меняя своего существа, и довело до совершенства свои выразительные средства, сделав их геометрически безупречными». На практических занятиях учащиеся пробовали рассказать свои истории, позаимствовав у древнеегипетского художника его непривычный метод. Работы оказались интересными и однозначно веселыми. В необычной древнеегипетской манере написаны натюрморт, «Сбор урожая в Островской области», «Одна очень успешная рыбалка» и «Стелла послушаний» — рассказ о жизни женского монастыря.

Варианты изображения на плоскости видимого пространства (геометрия субъективного пространства) представлены работами в параллельной перспективе. Это, во-первых, конструктивный линейный рисунок натюрморта в аксонометрии, а во-вторых, рисунки интерьера, выстроенного с помощью локальной аксонометрии и перспективных эффектов. Данный раздел завершают работы по построению интерьера в прямой перспективе. Методом центральной линейной перспективы активно пользовались художники эпохи Возрождения. В нашем случае в различных перспективных системах учащиеся изображали интерьер своей классной комнаты.

Вершиной всех перспективных построений явились построения фронтальной прямой перспективы интерьера классной комнаты при помощи перспективных масштабов высот, широт и глубин по методу, разработанному отцами-основателями центральной перспективы и доработанному замечательными советскими авторами, такими, например, как В.Е. Петерсон. При построениях были сделаны замеры комнаты и ее интерьера, а также необходимые вычисления, чтобы идеально передать не только высоту и ширину, но и глубину предметов. Работы данного плана были названы учащимися l’aula ideale.

Увлекательнейшим методом, который был испробован на занятиях и о котором стоит сказать подробнее, оказалось рисование по сетке. Это рисование части интерьера с использованием «завесы с параллелями», изобретенной Альберти для обучения живописцев и описанной им в «Трех книгах о живописи». В наше время этот метод не практикуется, но оказывается очень полезным для понимания трансформации видения, произошедшего в новое время. Учащиеся рисовали часть интерьера класса, используя некоторые адаптированные технические приспособления; провели наблюдения и сделали выводы из практической работы. При смотрении неподвижным одним глазом, наблюдаются изменения формы предметов – сокращения, в сравнении с тем же, но увиденным двумя глазами. На практике было обращено внимание на заметное преувеличение размеров на первом плане (на расстоянии до 3-х метров) и на преуменьшение их на дальнем (дальше 4-х метров).

На выставке также представлены работы по изучению цвета и цветовых контрастов в живописи. Штудии по составлению красочных смесей помогли учащимся увидеть различия спектрального состава различающихся цветов, что, в свою очередь, помогло усвоить основные характеристики цвета. В терминах цветоведения – это цветовой тон, светлота и насыщенность или – цвет, тон, насыщенность, как это называется у художников. Также, на занятиях была прослежена зависимость результирующего цвета от состава спектра освещения. Кроме того, после этих штудий, в полном соответствии с цветовой теорией Гёте, цветовая гармония стала осознаваться как необходимость спектрального равновесия. Учащиеся знакомились на практике с типами цветовых контрастов.

На примере этюда натюрморта учащиеся проанализировали эффекты взаимодействия цветов друг с другом, дающие возможность построения объема и пространства посредством изменения качественных и количественных характеристик цвета. Другие этюды дали некоторое примерное знакомство с итальянской трёхслойной техникой масляной живописи с цветными имприматурами и лессировками. По словам Татьяны Александровны, искусствоведы на своем опыте смогли почувствовать, как результат работы художника зависит от техники и материалов, с которыми он имеет дело.

Открытие выставки, сопровождаемое тесным неформальным общением преподавателей и учащихся кафедры, вызвало взаимную радость и укрепило искусствоведческий интерес, все участники получили массу положительных эмоций. Посмотреть своими глазами на представленные работы приглашаются все желающие в 310 аудиторию семинарского корпуса. Добро пожаловать!

Материал подготовила монахиня Кассиана (Чеботарева) (подготовительное отделение МДА)
фото: Гуторов Г (МДА)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.