Летняя практика студентов-искусствоведов МДА: Новгород, Псков, Старая Ладога

Студенты кафедры Истории и теории церковного искусства после успешной сдачи летней сессии отправились на практику изучать памятники древней Руси.

Такие поездки, в которых студенты знакомятся с памятниками искусства – обязательная часть подготовки искусствоведов. Путешествуя по древнерусским городам, будущие искусствоведы имеют уникальную возможность наглядно изучать особенности архитектурных построек, видеть широту красок в монументальной живописи, ближе познакомиться с особенностями проведения реставрационных работ, почувствовать тонкость и изящество декоративно-прикладного искусства.

Великий Новгород – один из известнейших городов Руси – был первым пунктом пребывания учащихся искусствоведческой кафедры. Здесь студенты посетили самые крупныеновгородские монастыри:Свято-Юрьев, основанный в начале XIвека, Антониев монастырь (нач.XIIв.), Варлаамо-ХутынскийСпасо-Преображенский монастырь (осн. в 1192 г.), Николо-Вяжищскиймонастырь (конец XIVв.), Зверин монастырь (XIIв.).Также, Великий Новгород удивил храмовыми постройками, пережившими многовековую историю нашего государства. Церковь Спаса Преображения (осн. в 1374 г.) сохранила удивительные фрески Феофана Грека. Архитектура церкви Рождества Христова на Красном поле (1381 —  1382 гг.) показала собой характерные формы новгородского зодчества XIVв. Церковь Спаса на Нередице, рядом с Рюриковым Городищем, возведенная в 1198 г.,донесла до наших дней драгоценные росписи XII столетия.

В Новгороде состоялась встреча сведущими специалистами в области изучения и реставрации памятников церковного искусства –  Татьяной Юрьевной Царевской(доктор искусствоведения, главный хранитель Софийского собора),Татьяной АнатольевнойРомашкевич(реставратор высшей категории) иЕленой Владимировной Игнашиной (старший научный сотрудник Новгородского музея). Татьяна Юрьевна провела экскурсию по Софийскому собору Новгородского Кремля (осн. в 1045 г.). Татьяна Анатольевна рассказалаоб особенностях восстановления древних фресок, продемонстрировала работу над уникальными фрагментами древних фресокв реставрационной мастерской, а Елена Владимировна познакомила с собранием икон Новгородского музея – одним из самых больших в нашей стране.

ПосетивВладычную (Грановитую) палату на территории Новгородского Кремля,студенты увидели бесценное собрание произведений церковного убранстваXI-XVII вв., исполненных  византийскими идревнерусскими мастерами золотого и серебряного дела.Без внимания не остался интереснейший музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», расположенный в живописной местности на берегу озера Мячино недалеко от Юрьева монастыря.

Путешествуя по древним городам, молодые специалисты побывали в Старой Ладоге, где посетили историко-архитектурный и археологический музей заповедник, на территории которого сохранилась древняя крепость и храм св. Георгия (1160-егг.). Древние фрески Георгиевской церкви дают представление о высоте древнерусской и византийской художественной культуры. Прогулявшись по старинному городу и берегам р. Волхов, учащиеся продолжили практику в Пскове.

Псков – еще один древнейший город, основанный в началеXв. Самая замечательная часть архитектурного наследия – сохранившиесяцеркви. Внешний облик их своеобразен – выбеленные, приземистые, чаще одноглавые, с характерными звонницами, построенными на скате храма, а иногда отдельно стоящими, и крыльцами. Эти черты резко отличаются от других памятников русской архитектуры того времени, что дает возможность говорить о псковском архитектурном стиле. Здесь студенты изучили выдающиеся памятники раннего периода– Псковский Кремль, собор Рождества Иоанна Предтечи (первая половина XIIв.), Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1140-50 гг. в.), и более позднего периода, к которому относятся храмовые постройкиXIV–XVII вв. На территории Псковского Кремля была проведена экскурсия в ризнице, где выставлен макет-реконструкция Крома и Довмонтова города.В Поганкиных палатах, где располагается Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, искусствоведы ознакомились с экспозицией икон XIV–XVIIвв.

Особое внимание было уделено ансамблю Мирожского монастыря, в частности, Спасо-Преображенскому собору, где сохранился полный цикл росписей XII в. Студенты встретились с Таисией Викторовной Кругловой (кандидат исторических наук, доценткафедры музееведения и археологии, заведующая отделом Псковского музея-заповедника), которая рассказала об истории и архитектуре собора, о стиле росписи и мастерах греческого происхождения.

Близ Пскова, на берегу р. Великой, располагается Снетогорский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы – один из старинных и ныне существующих псковских монастырей, основанный в конце XIII в. В 1310-1311 гг. в обители был возведен каменный собор Рождества Богородицы, в 1313 г. расписанный фресками.Благодаря монахине Михаиле – иконописцу и искусствоведу, студенты имели возможность увидеть сохранившиеся росписи собора.

Последние дни своей практики студенты посвятили поездке в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где их гостеприимно встретил отец Прохор и провел экскурсию по пещерам и святыням обители, рассказал о фресках и древних иконах Пскова. Оттуда учащиеся отправились в Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, где в благодарность о великолепном путешествии поклонились чудотворному образу Иверской иконы Божией Матери.

Статью подготовила Анна Грибкова

II курс магистратуры Кафедра Истории и теории церковного искусства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.