Прошло открытое творческое обсуждение вопросов современного храмового искусства в рамках выставки «Осенний салон. Храмовое искусство»

16 ноября 2017 года в восточном корпусе музейного комплекса «Конный двор» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника в рамках выставки «Осенний салон. Храмовое искусство» прошло открытое творческое обсуждение вопросов современного храмового искусства.

В обсуждении приняли участие ведущие искусствоведы, художники и иконописцы. Среди них: заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии, профессор МДА, кандидат искусствоведения Н.В. Квливидзе, заведующий Иконописной школой при МДА архимандрит Лука (Головков); эксперт в области русской иконописи, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусствоведения И.Л. Бусева-Давыдова; заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ), кандидат культурологии И.К. Языкова; старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения Г.А. Назарова; иконописец, руководитель Центра Храмового Искусства имени Андрея Рублева, старший преподаватель Иконописной школы при МДА А.Н. Солдатов; старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации Д. Денисов, а также научные сотрудники СПГИХМЗ, в числе которых кураторы выставки «Осенний салон. Храмовое искусство» зав.отделом филиала «Ризница Троице-Сергиевой лавры XIV-XIX вв.» Л.А.Шитова, и старшие научные сотрудники музея: Е.Ю. Суворова и Е.В.Ломакина.

Также, на заседании круглого стола присутствовали преподаватели и учащиеся кафедры истории и теории церковного искусства и Иконописной школы при МДА.

В начале встречи директор филиала Сергиево-Посадского музея-заповедника «Ризница Троице-Сергиевой лавры» Л.М. Воронцова рассказала историю проведения подобных выставок музеем. Первая подобная выставка в музее прошла 20 лет назад и называлась «Возращение традиции». Эта и все последующие выставки проходили в тесном сотрудничестве с Иконописной школой при МДА. Завершая свой рассказ, Людмила Михайловна назвала проходящую выставку «прорывом», как по количеству участников, так и по качеству представленных работ.

Одна из кураторов выставки Любовь Александровна Шитова поделилась воспоминаниями о том, как проходила подготовка выставки. Она подробно рассказала как проводился отбор и систематизация экспонатов.

Затем, своими впечатлениями от выставки поделились все участники обсуждения. Они единогласно отметили высокий уровень представленных работ. Однако, Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова отметила, что большинство экспонатов являются копиями памятников византийского и русского церковного искусства XIV-XVI вв. Это замечание помогло выделить основную тему дальнейшей дискуссии – должны ли иконописцы заниматься только копированием общепризнанных выдающихся памятников церковного искусства или лучше создавать что-то свое. По этому поводу высказал свое мнение каждый участник обсуждения. Н.В. Квливидзе указала, что «эпоха копийности, это нормальное явление для восстановления художественной традиции, и она исторически оправдана». Архимандрит Лука в своем выступлении заметил, что в наше время есть состоявшиеся иконописцы, чьи работы  имеют определенную искусствоведческую ценность, несмотря на то, что написаны в XX и XXI вв, и важно и их сохранять: «мне жаль, что иконы, написанные в 50-х-60-х гг. заменяются на новые, мне жаль, что, например, погиб иконостас архимандрита Зенона…» — сказал отец Лука.

Завершилась работа круглого стола чаепитием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.