Летом 2014 года отделение магистратуры «История церковного искусства» Московской духовной академии объявляет второй набор на первый курс. Об итогах первого года работы магистратуры беседуем с ее заведующим кандидатом искусствоведения, доцентом Ниной Валериевной Квливидзе.
Нина Валериевна, расскажите, пожалуйста, с какими результатами пришел к концу года ваш первый курс, сколько человек поступило, сколько дошло до конца года?
— Первый учебный год завершился успешно, хотя учиться нашим студентам было трудно, ведь, чтобы освоить сложную учебную программу и одновременно работать над магистерской диссертацией, требуется большое напряжение сил. На первый курс поступило 15 человек, а окончили его 13. Одна студентка ушла в академический отпуск, один студент был отчислен за неуспеваемость.
— Откуда к вам пришли первые магистранты, каков состав первого курса?
— Состав студентов довольно разнообразный. У нас 12 девушек и – как это обычно бывает на искусствоведческом отделении — один драгоценный юноша, который окончил Перервинскую семинарию и продолжил обучение в нашей магистратуре.
По условиям приема, к нам могут поступать люди с высшим образованием, и у нас есть магистранты, которые имеют высшее филологическое, педагогическое и даже экономическое образование. То есть всем больше 21 года. Кроме того, в нашей магистратуре учатся две выпускницы иконописной школы Московской духовной академии. Они не имеют ни светского бакалавриата, ни высшего образования, но для нас существенно, что учебная программа иконописной школы в значительной мере приближена к программе семинарии, а, кроме того, девушки окончили художественное училище, что, безусловно, немаловажно для нашего направления. Помимо всего прочего, девушки отличались выдающимися успехами в иконописной школе. Учтя все эти моменты, мы приняли решение разрешить им к нам поступать. Как оказалось, совсем не напрасно.
— Каким образом магистранты определяют тему диссертации — формулируют сами или выбирают из списка предложенных вами?
— Темы исследования определяются магистрантами самостоятельно, хотя мы предлагаем направления. Многие студенты поступили в магистратуру уже имея вполне сформировавшийся собственный научный интерес, а некоторые выбрали темы, связанные с направлением их профессиональной деятельности. Среди наших студентов есть несколько сотрудников музеев, которые хранят определенные фонды и занимаются их исследованием. Логично, что темы магистерских диссертаций они формулировали исходя из своих профессиональных интересов. Если говорить о тематике, все магистранты занимаются средневековым искусством.
— Можно ли определить какие-то географические или хронологические рамки?
— Направлением нашей магистратуры является восточно-христианское искусство, поэтому географически это искусство Византии, Руси, Балканских стран и стран православного Востока. Хронология исследований – от раннехристианского до современного церковного искусства.
Есть темы, связанные с изучением конкретных музейных коллекций, например, исследование старопечатной книги, исследование коллекции древнерусского церковного шитья. Одна работа посвящена исследованию ансамбля известного, но малоизученного иконостаса XVII в., другая – новооткрытому комплексу XVIII в. Некоторые темы связаны с иконографической проблематикой, другие – с анализом художественных особенностей. Например, несколько работ посвящены иконографическому исследованию литургических тканей, одна — изучению памятников монументальной живописи Болгарии XII в. Одна тема посвящена исследованию византийских житийных икон, проблеме взаимосвязи текста и изображения. Эта работа требует хорошего знания греческого языка и византийской литературы.
— Это искусствоведческие работы или магистранты сами будут, например, создавать плащаницу?
— Нет-нет, это искусствоведческие темы, хотя не исключаю, что они будут иметь и практический эффект. Мы готовим не художников и не швей, а историков искусства.
— Вероятно, предполагаются стажировки?
— Возможно, отдельные студенты магистратуры будут проходить стажировки, но всем нашим студентам просто необходимо проходить практику на памятниках, и практика значится в нашем учебном плане. К сожалению, пока у нас нет финансовой базы, которая позволила бы студентам ездить на практику в Новгород и Псков, другие древнерусские города, или, скажем, в Грецию, на территорию, некогда входившую в состав Византийской империи. Поэтому, например, этой весной мы своими силами поехали в Константинополь и провели там неделю, изучая памятники. Все оплачивали сами, даже билеты в музеи, поскольку наши студенческие билеты не дают права бесплатно посещать экспозиции. К сожалению, не всем эта поездка оказалось доступна, поэтому организация выездной практики является для нас принципиальным вопросом. Мы будем стараться его решить.
— Занятия ведут профессиональные искусствоведы?
— Да, все искусствоведческие дисциплины ведут историки искусства, а в будущем году к нам придут новые преподаватели: профессиональные художник и реставратор, которые будут вести технику живописи и основы реставрации, потому что будущие историки церковного искусства должны быть знакомы с материальной стороной произведения искусства и его состоянием сохранности. Это особенно важно для будущих хранителей памятников церковного искусства. Исторические, филологические и богословские дисциплины преподаются силами профессорско-преподавательской корпорации МДА.
— Вы планируете открывать новые направления?
— В настоящее время, нет, в дальнейшем – возможно.
— С нового года магистратуры открываются еще в трех семинариях. Они не искусствоведческие, но, тем не менее, наверняка есть какие-то общие моменты в связи с открытие магистратуры. Можете ли вы сказать, с какими трудностями сталкивались вы сами? Может быть, что-то пошло не по плану?
— Пока у нас все идет, как было запланировано, но, конечно, планы корректируются. Например, я планировала сосредоточиться на восточно-христианской проблематике – то есть на балканском и византийском искусстве — а получилось, что вектор сдвигается в сторону древнерусской проблематики и даже искусства 17-19 века.
— Почему? Студентам это интереснее?
— Им это и интересно, и практически необходимо. То есть мои теоретические пожелания оказались скорректированы практическими надобностями студентов.
— Есть ли какие-то общие проблемы, которые Вы можете выделить по итогам первого набора?
— Безусловная сложность — предварительная базовая языковая подготовка. Если в области новых языков пробелы достаточно легко восполнить, то с древними все намного сложнее. Наши студенты нуждаются в профессиональном знании древнегреческого языка и испытывают трудности, потому что за время учебы в магистратуре освоить этот язык и сделать диссертацию очень сложно. И если выпускники семинарий все-таки владеют древнегреческим, для остальных, видимо, нужно организовать подготовительное отделение. Хотя надеюсь, что к нам все-таки будут поступать люди с хорошей языковой базой.
— Вы планируете открыть подготовительное отделение в будущем году?
— Да, это позволит повысить уровень студентов. Другие направления, которые требуют дополнительной подготовки – это всеобщая история искусств и богословие, что особенно важно, если речь идет о поступающих к нам выпускниках светских вузов.
— Сколько примерно человек пишут работу у одного руководителя?
— От трех до пяти.
— Какие итоги года Вы бы могли подвести?
— По итогам первого года работы магистратуры стало понятно, что требуется очень напряженная работа по углубленной проработке всех учебных программ.
Еще один вывод — тоже не новый, но очень существенный: необходимо выстраивать линию жизни магистранта от подготовительного отделения до последующего места работы. Это абсолютно необходимо, и на будущий год, когда у нас будет первый выпуск, эта проблема встанет во весь рост
— Куда их выпускать?
— Именно так. Нельзя давать людям прекрасное образование, не зная заранее, где они смогут его применить.
— На данном этапе церковные искусствоведы не востребованы?
— Я думаю, не просто востребованы, а остро необходимы. И в первую очередь для решения проблемы сохранения памятников церковного искусства.
Это основная сфера приложения получаемых у нас в магистратуре знаний. Каждая церковь представляет собой музей либо современного искусства, если это недавно построенный храм, либо искусства предыдущих эпох, если это исторический памятник. И этот музей необходимо поддерживать, реставрировать и пропагандировать.
Кроме того, наши выпускники могут работать в церковных музеях, преподавать в гимназиях, иконописных школах, семинариях.
— Со школой или музеем более-менее ясно, какие места работы там есть, а вот куда мог бы устроиться на работу церковный искусствовед, неясно. Наверное, должен быть «заказ» на таких специалистов со стороны Церкви?
— Это, безусловно, так. И поскольку вопросы сохранения памятников церковного искусства и культуры сейчас являются одним из магистральных направлений, заказ со стороны Церкви на квалифицированных специалистов-хранителей для епархиальных управлений решил бы и проблему организации работы по сохранению памятников, и проблему трудоустройства выпускников магистратуры МДА.
Другое направление, также нуждающееся в организационном участии Церкви, — это работа профессиональных церковных искусствоведов совместно с иконописцами, создающими живописные ансамбли.
— А это нужно?
— Это совершенно необходимо! Прекрасные мастера, получающие художественное образование в иконописных школах, как правило, работают с образцами. Не являясь специалистами в области истории церковного искусства, иконописцы часто попадают в затруднительное положение, особенно в вопросах иконографии при составлении программ храмовых росписей, что порождает ошибки, которые в современных росписях встречаются сплошь да рядом. Для работы над художественным оформлением храма просто необходимо сотрудничество иконописца и профессионального церковного искусствоведа. В этом отношении надо ориентироваться на опыт реставрационный деятельности, ведь реставрационная бригада никогда не приступает к работе без историка искусств, который собирает исторические сведения, пишет исторические и иконографические справки.
В любом деле должен быть профессиональный подход. Просто в области церковного искусства это пока что новое направление, которое со временем станет привычным и естественным.
— Надо поменять всю парадигму мышления?
— Ее надо выпрямлять. Есть много примеров, которые меня вдохновляют, один из них — Софийский собор в Новгороде, древний храм, который из музейного подчинения перешел в церковное, сохранив всю музейную инфраструктуру. Это идеальный пример функционирования церковного памятника и создания церковного музея, в котором совершаются богослужения и ведутся все необходимые реставрационные работы.
— Если говорить о перспективах развития магистратуры, какие моменты самые существенные?
— Самым существенным мне представляется воспитание в студентах осознания того, что в произведениях церковного искусства духовное содержание и художественная форма не существуют друг без друга. На это нацелен весь учебный процесс.
Также важно воспитывать в будущих историках церковного искусства научную культуру. Поэтому одной из форм учебного процесса, которую мы хотели бы развивать, является научный семинар, совместная работа в котором студентов и ученых из разных областей искусствоведческой науки будет приобщать учащихся к новейшим научным достижениям, а также поможет им сформировать собственный научный взгляд.
Важной проблемой является обеспечение студентов учебной литературой. Большую помощь в этом вопросе оказывает библиотека МДА, предоставляющая не только свои фонды, но и возможность обращаться к электронным ресурсам. Хотя многие необходимые издания остаются малодоступными.
Наконец, один из существенных моментов в развитии магистратуры связан с проблемой финансового обеспечения учебного процесса, в первую очередь — учебных практик.
— А если говорить об итогах года для самих магистрантов?
— Очень отрадное впечатление на меня произвели отчеты студентов о своих магистерских работах. Анализом художественной стороны произведений, которые они изучали, профессиональным языком, которым были написаны их работы, студенты продемонстрировали, что уже могут писать профессиональные искусствоведческие тексты. А ведь прошел всего год! Оказалось, что надо только поменять угол зрения, и начать приобретать навыки и знания под этим новым углом.
Беседовала Ольга Богданова