19 февраля, по благословению ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения, мы – студенты отделения Истории церковного искусства МДА, — во главе с заведующей нашим отделением Ниной Валериевной Квливидзе, отправились в Стамбул. Хотя вернее сказать, мы ехали в столицу Византийской империи — древний город Константинополь, который пал под натиском турок-османов 29 мая 1453 года, и на руинах этого Великого города возник Стамбул. Наша поездка носила характер учебной практики, и перед нами стояла задача — осмотреть как можно больше памятников Византийского церковного искусства. И Мы с этой задачей справились вполне.
Каждый проведенный день в Константинополе был настолько насыщен событиями, что сложно все описать в одной статье, и поэтому было решено разделить статью на части — по дням.
День первый. 20 февраля 2014 года.
День был солнечный, теплый и трудно было понять, какое сейчас время года. Весь город в цветах, вокруг зеленые поляны и цветущие деревья.
Конечно же, в первую очередь нам хотелось посетить храм Святой Софии, который был построен в середине VI века при императоре Юстиниане и стал вершиной византийского зодчества. Султан Мехмед II после захвата Константинополя превратил христианский собор в мусульманскую мечеть и вокруг Святой Софии были построены минареты. В 1935 году президент Турции Кемаль Ататюрк объявил Софию музеем.
На пути в Святую Софию мы увидели колонну императора Константина, которая была воздвигнута около 330 года и изначально являлась постаментом для статуи императора. Это один из немногих уцелевших памятников времен императора Константина Великого. Нина Валериевна рассказала кратко об этой колонне, и мы продолжили свой путь в храм Софии.
Подойдя к этому величественному храму, мы не сразу зашли в него, а долго, стоя на небольшом расстоянии, рассматривали архитектуру. Нина Валериевна подробно рассказывала нам об этапах строительства храма, и мы – ее студенты, слушая, радовались тому, что теперь видим этот удивительный храм не на картинках, а «вживую».
Наконец, мы купили билеты зашли в храм-музей. Мы не сразу вступили в основное пространство храма, а остановились в нартексе и рассматривали мозаики внутренней галереи Софийского собора. Над центральными дверями, ведущими из нартекса в основное пространство храма и называемыми «Царскими», находится мозаика, изображающая Христа на троне и припадающего к ногам Спасителя императора Льва VI.
Когда мы перешагнули порог основной части храма, то поняли, что сооружение архитекторов Исидора Милетского и Анфимия Тралльского действительно грандиозно. Наш педагог продолжила свой рассказ об архитектуре и росписях Софии, а мы внимательно разглядывали экседры, аркады, колонны, мозаики…
Пройдя по первому этажу, мы поднялись на второй. И также с замиранием сердца слушали, смотрели, запоминали. Мозаики переливались под лучами солнца, пробивающимися сквозь многочисленные окна, и от этого в душе было ощущение чуда. Сохранившиеся мозаики храма Святой Софии VI — XIII вв, дают лишь частичное представление об ансамбле его внутреннего убранства. Большое значение в мозаиках уделялось образам Христа и Богородицы, а также изображениям императоров и императриц.
Стоит отметить, что Нина Валериевна не только рассказывала и отвечала на наши вопросы, но и сама спрашивала нас, чтобы проверить, насколько хорошо мы усвоили материал, изученный в первом семестре. Это помогало и нам проверить самих себя и увидеть свои пробелы в знаниях.
Мы около четырех часов ходили по Святой Софии. Конечно, этого очень мало для такого колоссального сооружения, но наша усталость не позволила остаться в храме дольше.
Отдохнули и подкрепили свои силы мы в небольшом тихом ресторанчике возле парка, а затем, отправились гулять по набережной. По пути зашли на древний ипподром в районе Султанахмет. Во времена византийских императоров здесь проходили гонки на колесницах. С тех пор сохранились три памятника — обелиск Феодосия, змеиная колонна и обелиск Константина Порфирогенета. Наиболее древним из них является обелиск Феодосия, привезенный из Египта.
Ночные панорамы Стамбула невероятно красивы. Город сияет яркими огнями, многие здания с красивой архитектурой подсвечиваются. Особенно ярко «горят» мечети, и многие из них похожи на Святую Софию.
Уже дома, после ужина, мы занялись составлением плана посещений памятников искусства на предстоящий день.
Продолжение следует…
Анастасия Ширяева (1 курс ИЦИ МДА)